САМСКАРЫ и их преодоление
(36 просмотров)

Лишь редкие счастливцы во время практики йоги не повторяют одну и ту же ошибку. Большинство людей, если какая-то асана им не дается, стремятся себя буквально в нее «впихнуть». С чудовищным напряжением, одержимые стремлением к победе, они пытаются принять то положение, которое показал преподаватель, при этом игнорируя его инструкции. И уж тем более упускают ключевой совет: чтобы правильно выполнить позу, надо немного расслабиться, прислушаться к происходящему с телом – и тогда асана может стать действительно полезной, а практика качественно изменится.

Но это и есть самое сложное – ведь надо преодолеть стереотип поведения, заложенный годами, появившийся задолго до того, как человек пришел заниматься йогой. В зале человек остается с собой один на один и, сталкиваясь с незнакомыми движениями, проявляется ровно так же, как в любой жизненной ситуации. Класс становится ареной, на которой укоренившиеся привычки расцветают во всей красе.

Согласно философии йоги мы рождаемся с кармическим наследством – ментальными и эмоциональными моделями, изначально в нас заложенными. В йоге их называют самскарами (в переводе с санскрита «сам» означает целое, соединенное, а «кара» – действие, причина). Самскары – это не только характер, но и личные впечатления, взгляды, поступки. Все, что формирует наше поведение. Самскары заставляют нас повторять одни и те же действия, создавая русло, по которому движется наша жизнь. Изменить это русло сложно. Самскары могут быть позитивными (вспомните самоотдачу матери Терезы), а могут быть и негативными, например низкая самооценка. Негативные самскары препятствуют нашему духовному росту.

Замыкая круг

Все мы рабы привычек. Наше поведение, реакции на те или иные ситуации, выводы, которые мы делаем, – результат самскар. И даже в тяжелых жизненных ситуациях, не говоря уже о радостных событиях, мы всегда поступаем однообразно, потому что негативные самскары притягивают нас, как огонь – мотыльков. В «Йога-Сутрах» Патанджали сказано: «Страдания, которое еще не наступило, необходимо избежать». Звучит просто, но как это осуществить?

Йога, которая учит осознанно работать с телом, в сочетании с психологией, изучающей мир эмоций, может быть эффективным средством в борьбе против негативных самскар. Именно из этого синтеза и родилось «руководство к действию» – семь шагов на пути к позитивным переменам.

Намерение (Санкальпа)

Изменение самскар не произойдет само по себе: здесь необходима внутренняя работа, в которой санкальпа является «призывом к пробуждению». Намерение объединяет ум с глубинами подсознания, до которых очень тяжело добраться. Используя санкальпу, мы сообщаем своему подсознанию о своих желаниях.

Перед началом практики четко сформулируйте свое намерение – чего вы хотите благодаря ей достичь. Это может быть ахимса (отказ от насилия), полноценное насыщение кислородом или даже стремление похудеть.

Определившись перед началом занятия с целями, мы пробуждаем внутренние ресурсы, которые помогают нам добиться желаемых изменений. Но для изменения негативных самскар одной лишь санкальпы недостаточно.

Жар усилий (Тапас)

Тапас – это пылкое стремление к изменениям, включающее в себя самодисциплину, усилия, подвижничество. Эта сила, которая запускает процесс работы над собой, помогает не свернуть с пути. Искушение вернуться к старым привычкам, какими бы пагубными они ни были, порой бывает очень велико: прежняя, такая знакомая модель поведения создает иллюзию стабильности и безопасности. Но каждый раз, когда нам удается удержать себя от повторения негативных самскар, мы сохраняем энергию, не даем ей рассеиваться. Концентрируясь, она зажигает огонь знания, пробуждая мудрость.

Тапас отчасти проявляется уже тогда, когда мы принимаем решение ежедневно работать со своими самскарами: скажем, вставать пораньше, чтобы посвятить утренние часы медитации, тщательно прорабатывать каждую асану, занимаясь йогой. Он формируется и в результате сознательного отказа от негативных мыслей и эмоций: таким образом мы развиваем способность противостоять притяжению самскар.

Неспешность, замедление (Шани)

Самскары активизируются в мгновение ока. И молниеносная импульсивная реакция на происходящее усиливает их, делая непреодолимыми. Профессиональные спортсмены всегда просматривают записи своих выступлений в замедленном режиме, чтобы определить, где они совершают стереотипные движения, мешающие достичь более высокого уровня. Подобно замедленной съемке, шани позволяет увеличить временной интервал между импульсом и действием. Эта пауза создает пространство для рефлексии, помогая понять, вызваны ли наши поступки и реакции старыми самскарами.

Возьмем, к примеру, Адхо Мукха Шванасану (поза Собаки Мордой Вниз). Если у вас расслаблены плечи и верхняя часть спины, но жесткие поясница и подколенные связки, скорее всего, вы будете инстинктивно толкать плечи, верхнюю часть спины и ребра как можно ниже к полу, оставляя жесткие участки без внимания. Но, выполняя позу плавно, находясь в ней дольше обычного, мы начинаем осознавать эти стереотипные движения и исправлять ошибки – уводить предплечья от пола и поднимать седалищные кости вверх.

Сначала эта работа может сопровождаться внутренним сопротивлением, и это нормально. В Индии говорят, что боль в асане – это благословение: она означает, что пробуждаются те части тела, которые раньше спали. Такая работа поможет понять глубинные причины физического напряжения: считается, что в каждом жестком участке тела таятся тяжелые воспоминания и эмоции. Наблюдая за своим телом в асанах и избегая автоматических, неосознанных движений, мы учимся добираться до сути. Со временем мы сможем перенести этот навык в повседневную жизнь – и наконец увидеть причины своих эмоциональных реакций и поступков, а значит, совершать обдуманные шаги, не поддаваясь сиюминутному импульсу.

Знание (Видья)

Видья позволяет добраться до всех уровней собственного Я – физического, психологического и духовного. Туда, где кроются корни самскар. Мы начинаем осознавать, что наши мысли, поведение и поступки и есть самскары. Это меняет отношение ко всему. Вместо того чтобы спрашивать: «Почему со мной такое происходит?» – мы задумываемся: «Что мне может сообщить эта ситуация, чему научить?»

Но понимать одним умом недостаточно – это редко приводит к изменениям. Мы должны испытать настоящее озарение. А поскольку эмоции и переживания «запечатаны» в теле в виде напряжения, воздействуя на тело с помощью практики йоги, мы добираемся до более глубоких, тонких слоев. Йога помогает нам почувствовать физически и эмоционально то, что раньше воспринималось только на уровне сознания.

И даже такого озарения недостаточно для освобождения от старых самскар. Часто, несмотря на готовность меняться, нас будто сковывает некая невидимая сила. Что это за сила и почему она парализует нас в тот момент, когда мы, как никогда, готовы идти вперед?

Свобода от страха (Абхайя)

Идти по проторенной дорожке всегда легче и безопаснее, чем прокладывать новый путь. Человеку свойственно предпочитать знакомое неизвестному. Самскары буквально гипнотизируют нас повторением привычных действий, избавляя от необходимости признаваться себе в собственных страхах и истинных потребностях.

Чтобы изменить самскары, необходимо такое качество, как абхайя. Она помогает нам встретиться лицом к лицу с неизведанным. Например, разрывая отношения, которые не приносят ничего, кроме страданий, мы боимся остаться в одиночестве. Но, сохраняя их, мы сталкиваемся с более глубокими проблемами: чувствами стыда, вины, ненужности, которые только усугубляют ситуацию. Абхайя учит нас терпимее относиться к неприятным чувствам, переживать негативные эмоции, не подавляя их и не позволяя им превращаться в нечто привычное – в самскары.

Видение (Даршана)

Изучив и разобравшись в старых самскарах, мы должны в конечном счете создать новые. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо нарисовать их в своем воображении, представить, какими они должны быть. На этом этапе поможет такое качество, как даршана. Мы должны наделить новые образы силой, вдохнуть в них жизнь, убедить себя в том, что они действительно существуют. Мы подключаем чувства и эмоции, представляя цвета и запахи новой жизни, осязая ее. Чем больше мы работаем с визуализацией, тем более реальной и привлекательной становится картинка.

Научившись управлять телом, мы привносим свободу в сознание. Пробуждаются творческие силы, и открывается бесчисленное множество путей.

Часто во время Шавасаны я прошу своих учеников ощутить и запомнить свободу тех участков тела, которые раньше были зажаты и напряжены, почувствовать легкость там, где раньше это казалось невозможным. Эти ощущения расширяют сознание и приводят к свободе – к тому, ради чего мы и меняем самскары.

Практика (Абхьяса)

Искушение вернуться к прошлой жизни охватывает нас сильнее всего именно тогда, когда мы вступаем на путь изменений или находимся в стрессовой ситуации. Абхьяса помогает сделать новые самскары намного сильнее старых.

Постоянное движение по новому руслу делает его глубже. Понимание того, что именно может вернуть нас к старым привычкам, и полная самоотдача практике помогают нам не свернуть с пути. В этот момент нужно спросить себя: «Как сделать свою практику осознанной? Что именно отбрасывает меня назад?» Подобно бусинам на четках, каждый элемент нового рисунка жизни цепляется за предыдущий. Вместе они становятся инструментом духовной практики.

Новая заря

Оставляя позади старые стереотипы, мы вступаем в пограничное пространство. Оно неуловимо, как промежуток между выдохом и вдохом, но именно здесь нам открываются миллионы новых возможностей. Однако переходный этап может выбить нас из колеи. Очень часто мы отказываемся от нового, опасаясь разрушить собственное Я. И действительно, изменяя старое мировоззрение, мы умираем и снова рождаемся. Новое рождение, по сути, является перевоплощением, оно дает жизнь более совершенной модели нашего Я. В то же самое время улучшение самскар приближает нас к постижению своей истинной природы, что и является целью йоги. И знайте: стоит только начать изменения, и, подобно цепной реакции, процесс будет развиваться сам собой. Будьте терпеливы и помните, что результат этой работы стоит всех усилий.

01.03.2018

.